Приоритетной целью модернизации образования является обеспечение его высокого качества, которое не сводится только к обученности учащихся, набору знаний и навыков, но связывается с воспитанием, понятием “качества жизни”, раскрывающимся через такие категории, как “здоровье”, “социальное благополучие”, “самореализация”, “защищенность”.
Поэтому в последние десятилетия в системе образования России складывается особая культура поддержки и помощи ребенку в учебно-воспитательном процессе – социально –психологическое сопровождение.
Цель сопровождения – создать в рамках объективно данной ребенку социально – педагогической среды условия для его максимального в данной ситуации личностного развития и обучения (в соответствии с возрастной нормой развития).
Задачи сопровождения:
- Предупредить возникновение проблем развития учащегося.
- Помощь (содействие) учащемуся в решении актуальных задач развития, обучения, социализации: учебные трудности, проблемы с выбором профессионального и образовательного маршрута, нарушения эмоционально-волевой сферы, проблемы взаимоотношений со сверстниками, педагогами, родителями.
- Психологическое обеспечение образовательных программ.
- Развитие психолого-педагогической компетентности и психологической культуры обучающихся, родителей, педагогов.
В соответствии с целью и задачами сопровождения нами создана система работы по психолого-педагогическому сопровождению образовательного процесса в учреждении среднего профессионального образования.
Одному специалисту заниматься этим непосильно. Поэтому на данный момент функционирует Служба социально-психологического сопровождения образовательного процесса, в которую входят педагог-психолог, социальный педагог, медицинский работник, кураторы групп.
Цель: психологическое сопровождение личностной и социальной адаптации обучающихся в процессе обучения в колледже.
Основные задачи:
- Создать психологически оптимальные условия для приобретения учащимися социально-профессиональной компетентности.
- Помочь каждому учащемуся на практике освоить простейшие методы самоанализа, самооценки, саморегуляции своих психических процессов.
- Оказывать своевременную социальную и правовую защиту социально нуждающимся категориям обучающихся.
- Создавать условия для повышения психолого-педагогической компетентности педагогов и родителей.
- Готовить материалы к проведению советов кураторов и родительских собраний.
- Обеспечивать руководство колледжа комплексной информацией, необходимой для принятия оптимальных управленческих решений.
ССПС решает задачу содействия психическому, психофизиологическому и личностному развитию, обращая внимание на социальную адаптивность учащихся.