Удмуртия по-прежнему богата на выпуск настоящих музыкальных дарований
XXI музыкальный фестиваль «Молодые таланты России на родине Чайковского» на этот раз представил в афише сборный концерт выпускников Республиканского музыкального колледжа. Сегодня все они продолжают обучение в лучших консерваториях, академиях и институтах страны, а вчера наши талантливые земляки нашли время для откровенного разговора с обозревателем «Известий Удмуртской Республики».
Отличная ударница Настя
Анастасия Главатских окончила колледж в Ижевске как… пианистка.
- Но я не видела себя в этом инструменте, - категорично убеждена девушка, которая оставила клавиши в пользу ударных.
При этом Настя выбрала не стереотипную барабанную установку, а ксилофон.
- Однажды на педагогической практике меня попросили помочь сыграть на ксилофоне, и я с удовольствием попробовала, - вспоминает ударница и говорит на тему, что большую роль при выборе играют даже не случайности, а личность педагога. - От каких-то учителей хочется бежать прочь, а к кому-то, наоборот, хочется бежать навстречу.
Для Анастасии этим встречным педагогом стал Максим Яковлев (один из лучших ижевских барабанщиков), который несколько лет преподает в Республиканском музыкальном колледже.
- И в чём же педагогическая сущность Макса? - на правах давнего приятельства фамильярничал известинский репортёр.
- Мне очень понравилась обстановка и атмосфера, которую создаёт на занятиях Максим Евгеньевич, - уважительно отзывается его ученица. - Эти занятия сделали ксилофон ближе к моей душе.
Но Анастасия Главатских не замыкается на одном инструменте. Она расширяет инструментальный ряд, постепенно добавляя к ксилофону его близких и дальних родственников - вибрафон, маримбу и литавры.
- Осваиваю игру на всех оркестровых ударных, - заключает Настя и получает вопрос о прагматичности подобного взгляда.
- Держаться за один инструмент невыгодно. Больше шансов возможностей и резонов представить и продвинуть себя, - рассуждает журналист.
- Наверное, в этом тоже есть зерно истины, - осторожно предполагает собеседница и красиво улыбается. - Чем больше ты умеешь, тем ты нужнее.
Соглашается Настя и с тем, что для развития в профессии одарённым юным музыкантам надо уезжать из Ижевска. Поэтому даже Саратовская государственная консерватория, где сейчас учится Анастасия Главатских, не станет для неё окончательным пунктом прибытия. Точку роста она оставит на следующей стадии - дальше и выше…
Музыка глубокой вспашки
Саксофонистка Арина Утеева тоже иллюстрирует пример персонального обращения к педагогу. В Санкт-Петербургском институте музыки, театра и хореографии имени Герцена Арина точечно шла к Серафиме Верхолат - академическому музыканту, которая одинаково неровно дышит к музыке в интервале трёх веков - от барокко до актуальной.
- Я нашла именно того, кого искала, и очень довольна этим, - Ариша делает комплимент Серафиме и объясняет почему: - Она много концертирует и может показать все возможности и нюансы саксофона. До этого я училась у кларнетистов, а оттенки игры, приёмы звукоизвлечения и аппликатура на кларнете и саксофоне серьёзно разнятся.
Интересно, что Арина уходит от клишированного представления о типично джазовом потенциале саксофона. Так же как и Серафима Верхолат, Арина Утеева видит себя не только в классике, но и в музыке XXI века.
- Чувствую, что современная музыка мне очень интересна, - признаётся Арина. - В ней можно продолжать копать очень глубоко, и саксофон чутко откликается на все эти поиски. Инструмент раскрашивает эту музыку, делая её колоритнее благодаря ударам, щелчкам, сигналам и непривычному на первый слух звучанию. Недавно я послушала Виталия Ватулю, исполнявшего актуальную классику. Сначала это прозвучало шокирующе, но зато потом можно было получить полный релакс…
Сейчас Арина Утеева играет на альте - с него начинают все юные и молодые саксофонисты, после чего пробуют увеличивать диапазон - от сопрано через короля-тенора до баритона и баса. Помимо инструментальной линейки Арина присматривается и к Парижской консерватории, где можно учиться в классе у мэтра саксофона Арно Борнкампа.
Хороший студент у классного Школьника
В школьном духовом оркестре Рома Тихомиров с первого класса играл на баритоне - брате тромбона, у которого в конструкции вместо живописной зрелищной кулисы были неброские клапаны.
Зато когда Роман стал старше, то закрутил роман с тромбоном.
- Помимо классики, мне всегда был близок рок, и очень нравился вокалист группы System of a Down Серж Танкян. Голос у этого певца близок к тромбону, и это предопределило мой выбор, - с улыбкой произносит Роман, который сегодня штудирует сложный инструмент в московской Гнесинке. Вернее, в Российской академии музыки имени Гнесиных.
- Угадал с выбором сразу или приходилось терпеть, чтобы тромбон открыл тебе свои сокровенности и возможности? - любопытствую у нового знакомого.
- Мне нравится учиться. В том смысле, что сам учебный процесс, - откликается Роман. - Тем более что в академии я учусь у нашего земляка Владимира Хаимовича Школьника, четверть века игравшего в оркестре Евгения Светланова. В колледже в Ижевске мне дали базу - принципы звукоизвлечения и правильную постановку, чтобы было удобно играть, а у Школьника я изучаю акустические нюансы игры в оркестре, которые существенно отличаются от сольной игры. Причём Владимир Хаимович обучает на наглядных образцах. У него множество историй-примеров…
Однажды перед концертом к Школьнику подошёл хитрый альтист: «У вас фа-диез что-то низит. Может, попробуйте сыграть повыше?» - «Хорошо, попробую», - согласился тромбонист, взял выше и не попал. Сыграл мимо. «Вот с такими «настоящими друзьями» и врагов не надо», - расхохотался Владимир Хаимович.
- После окончания академии хочу работать в хорошем симфоническом или театральном оркестре, - заглядывает в недалёкое будущее Роман Тихомиров. - Когда будет конкурс на замещение вакансий, пойду и попробую!
Ответственная пальцевая роль
Второкурсник Московской государственной консерватории имени Чайковского Яков Иютин на недавнем фестивальном выступлении исполнил Первый фортепианный концерт Прокофьева. Разумеется, солисту в этом помогал Молодёжный симфонический оркестр колледжа под управлением Льва Грудцина.
- Я очень люблю этот концерт и давно хотел его сыграть, - делится пианист и делает зрелый музыковедческий анализ: - Его музыка оригинальна, нестандартна. С ней молодой Сергей Прокофьев заканчивал Санкт-Петербургскую консерваторию, и тогда концерт вызвал фурор и одновременно шок своей новизной и эпатажем. Причем в нём можно проследить эволюцию фортепиано, когда к началу ХХ века этот инструмент уже мыслился как ударный, и позже к этой же идее пришёл Бела Барток.
Летом Яков Иютин сыграет Первый прокофьевский концерт (его ударную силу современники сравнивали с набиравшим популярность футболом и всерьёз обзывали «футбольным») на консерваторском экзамене, а в зимнюю сессию он ставил в студенческий зачётный репертуар музыку Баха.
- Но не традиционные прелюдии и фуги, - спешит уточнить Яша. - Это были крупные формы - сюиты и партиты. Я играл Итальянский концерт Баха с добавлением лирической миниатюры, выбрав «Ноктюрн» Чайковского, потому что моя профессор Людмила Владимировна Рощина советует мне продолжать работать над элементами музыкальной выразительности. Имеется в виду мелодия. Пока мои четвёртый и пятый пальцы не всегда звучат. А они как раз должны звучать, потому что на них выпадет ответственная роль. Роль мелодистов. «Именно они ведут мелодию», - писал Генрих Нейгауз, пытаясь донести до пианистов соображение того, что каждый палец - это инструмент. Поэтому сейчас я беру произведения кантиленного характера - миниатюры Шумана, Брамса, где эти пальцы задействованы максимально. К тому же миниатюру сделать сложнее - она должна быть безупречной с точки зрения звука и уметь растрогать слушателя…
Сплошная московская учёба
Разговор о мелодическом обаянии мы продолжили с баянистом Степаном Лагуновым. Как и Роман Тихомиров, уроженец Глазова учится в академии Гнесиных. На февральском фестивале в альма-матер Стёпа сыграл третью часть из концерта Николая Чайкина - исключительного мелодиста, у которого, к слову, учился маэстро Владимир Федосеев.
- Чайкин, а ещё Сурков, Онегин, Басурманов, Шашкин, Двилянский, Бухвостов, Паницкий, Тихонов, Шендерев, Беляев, Наймушин, - обозреватель «Известий Удмуртской Республики» навскидку перечислил дюжину имён баянистов, сочинявших проникновенной красоты мелодии. - Стёпа! Хотелось бы услышать твою версию природы этого мелодизма. Откуда она - быть может, от живописных русских пейзажей?
- Баян - инструмент сравнительно молодой, и в начале пути баянисты испытывали острую нехватку репертуара. Поэтому большинство из них делали обработки народных песен и популярных танцевальных мелодий. А любая обработка - это тема с вариациями. Думаю, что это и подтолкнуло баянистов к сочинению авторских оригинальных композиций, - нашёл свой ответ Степан Лагунов, который учится не только у педагогов, но и у однокурсников. - Каждый из нас слушает много музыки - вживую и в записях. Не забывайте, что в России по-прежнему самая сильная баяно-аккордеонная школа, но мы слушаем не только этот инструментальный мир. Мы слушаем пианистов, духовиков, скрипачей, у которых тоже можно взять очень многое и применить услышанное в нашем баяне. В Москве насыщенная культурная жизнь, и у нас всегда найдётся на кого посмотреть, кого послушать и с кем пообщаться!
Издёвка Чайковского и пушкинская Татьяна
Беглые беседы с молодыми талантами венчала короткая встреча с Валерией Сергеевой. Эта вокалистка учится в Пермском государственном институте культуры и на студенческом фесте она исполнила песню Лауры из оперы Даргомыжского «Каменный гость» и арию Ольги из «Евгения Онегина».
- Сообща с Львом Владимировичем Грудциным мы решили исполнить именно эти арии, - сообщила журналисту Валерия. - Даргомыжский вошёл в мой репертуар ещё во время учёбы в колледже.
- Прямо скажем, «Каменный гость» - не самая частая постановка в афише российских и уж тем паче зарубежных оперных театров, - корреспондент хочет показаться осведомлённым.
- Да, но это очень интересная музыка и вокал. Мой интерес состоит в том, чтобы попеть разную музыку, которая близка мне по духу. Хотя из двух героинь оперы Чайковского мне ближе всё-таки Татьяна, - театрально смутившись, с паузой произнесла Валерия. - Потому что в жизни я скорее Татьяна. Ольга мне представляется немного суховатой. Вроде бы девочка, вся такая лёгкая, но и Чайковский пишет её партию в низкой тесситуре.
- Как ни странно, но ювенильную изящную барышню Пётр Ильич награждает самым низким женским образом контральто!
- Чайковский как будто немножко издевается над образом Ольги, - улыбается Валерия.
- По всей вероятности в «Евгении Онегине» в образе Ольги наш великий земляк отомстил студентке Антонине Милюковой, на которой молниеносно женился летом 1877 года, но ушёл от неё уже через три недели. Этот брак вышел с браком.
- Всё может быть, - Валерия старается избегать оценок поступку гения и говорит о том, что смотрит на «Евгения Онегина» гораздо шире.
Это и понятно, потому что к пушкинскому роману в стихах со своей музыкой обращались не только Чайковский, но и Алексей Верстовский и Алексей Львов. Между прочим, автор музыки гимна «Боже, Царя храни!»
Не замыкаясь в музыке XIX столетия, Валерия Сергеева исполняет вокальные произведения Прокофьева и Свиридова, обогащая и раскрашивая свои программы проверенным способом - собственным слухом и сердцем.
- Если услышанная музыка мне нравится, то я приношу её своему педагогу. Он реагирует: «Это же сложно?!», но при этом никогда не отговаривает, и я начинаю разбирать понравившееся мне произведение. Нередко ситуация обретает парадоксальные черты. Сложные вещи у меня получаются лучше, чем простые.
- Видимо, поэтому люди любят искать сложности, - смеёмся вместе с певицей, которую можно обвинить в нарочитой репертуарной неоднозначности.
В позитивном смысле этого слова.
- Неоднозначность репертуара способна привести вас в очень любопытный столичный театр, - газетчик прогнозирует очевидное.
- Именно в такой любопытный театр я и нацеливаюсь, - интригует певица и не конкретизирует желаемую сцену. - Этот секрет не знают даже мои родители. Разве что педагог его знает…
- …Александра Шулятьева-Саульская, Мария Пахарь, Мария Баянкина. Похоже, что вы видите себя в этом ряду ижевских оперных прим столичных театров?
- Мне бы этого очень хотелось! - спокойно сказала Валерия Сергеева.
Источник: http://izvestiaur.ru/culture/14920001.html?sphrase_id=5479047
Дата создания: 27.11.2018
Дата обновления: 27.11.2018
Дата публикации: 15.03.2018